Автор: SalonAV
Из всех показателей аудиоаппаратуры наиболее важным для большинства из нас стало соотношение качество/цена. Конечно, оно и раньше имело огромное значение, но многие также принимали во внимание известность марки, дизайн и т.д. Теперь наши герои — бренды, которые умеют делать достойную технику при относительно невысоких ценах. Один из немногих, недавно появившийся в России, — британский IOTAVX.
По британским меркам, бренд совсем молодой — появился в 2016 году в английском городе Мидлсбро (графство Норт-Йоркшир), это крупный промышленный центр, так что локация отнюдь не случайная. Персональный состав отцов-основателей не разглашается, но известно, что проект стартовал в 2011 году. С этого времени велись изыскания и разработки, которые и привели к созданию фирмы IOTA Enterprises Ltd и бренда IOTAVX. Заметим, что большинство аппаратов из актуального ассортимента IOTAVX не имеют аналогов у других брендов. Хотя сама компания предупреждает, что можно обнаружить некоторые «схожие» с другими производителями узлы.
Для нас в этом нет ничего нового: степень унификации в современной технике постоянно возрастает. И это правильно: только так можно минимизировать издержки и сделать цену привлекательной для покупателей.
В Великобритании, как известно, сосредоточено большое количество производителей AV-техники, но лишь малая часть из них изготавливает свою продукцию у себя дома. Это дорогая или очень дорогая аппаратура. У остальных на тыловых панелях красуется надпись Made in China, и сейчас это мало кого смущает, благо в Поднебесной изготавливается отнюдь не только бюджетная техника.
IOTAVX демонстративно не указывает на своих изделиях место производства, подчеркивая тем самым, что на самом деле это уже давно не имеет никакого значения. Более того, зацикленность на географии может сослужить дурную службу. Приведу пример из личной практики.
В середине 90-х один мой разбогатевший товарищ попросил меня помочь с выбором техники. Посоветовал ему приобрести интегральный усилитель JVC, аппарат весьма высокого класса, предлагавшийся за вполне вменяемые деньги. Но другу не понравилось, что он был малазийского производства (которое уже тогда имело очень хорошую репутацию), и приобрел по значительно более высокой цене одну из младших моделей другой фирмы — на пару ступеней ниже по классу, но зато Made in Japan. Играл он, мягко говоря, так себе. С тех пор прошло два с лишком десятка лет, но географическая мифология по-прежнему сильна. Вот IOTAVX и намекает, что пора с этим заканчивать.
Изобретением «деревянного велосипеда», чтобы доказать всему миру свою исключительность, компания не занимается.
Если место производства не имеет значения, то что тогда имеет? Цель бренда? У всех бизнесов она одна — получать прибыль, но для IOTAVX важно, чтобы она шла с качественных продуктов. Чтобы удовольствие, получаемое от использования аппаратуры, прочно ассоциировалось с брендом. Чтобы мало кому пока известное имя стало со временем популярным и желанным. Если судить по восторженным откликам пользователей техники IOTAVX в зарубежных специализированных форумах, у компании это получается.
Естественно, у скептиков могут возникнуть каверзные вопросы. За счет чего достигается оптимизация затрат? Какими средствами бренд отвоевывает свое «место под солнцем»? Как ему удается сочетать относительно невысокие цены и привлекательное звучание — то самое качество, которое и сделало его всемирно известным при практически нулевых расходах на рекламу и маркетинг?
Первое — модель прямых продаж, когда на пути между производителем и потребителем нет промежуточных звеньев и посредников. Этим путем идут абсолютно все производители, которые стремятся к наилучшему соотношению качество/цена. Правда, это касается только местного рынка — с другими странами все несколько сложнее. Британский интернет-магазин бренда работает глобально и до недавнего времени осуществлял отгрузку и в Россию. Но теперь, по известным всем причинам это стало невозможным — не потому, что магазин не хочет работать с россиянами, а потому, что вы не сможете оплатить заказ. Ну и не надо — недавно у бренда появился российский дистрибьютор, им стала компания MMS, что решило проблему гарантии и доступности приобретения техники IOTAVX.
Из небольшого количества «кубиков» можно собрать любую систему, которая идеально подойдет к любым индивидуальным условиям и при минимуме затрат.
Второе — там, где это возможно, используются классические схемотехнические решения, в частности, усиление класса АВ, линейные блоки питания с силовыми трансформаторами, имеющими солидный запас по мощности. Изобретением «деревянного велосипеда», чтобы доказать всему миру свою исключительность, компания не занимается. Высокое качество звучания обеспечивается проверенными высококачественными компонентами и правильным звуковым тюнингом — на нем могут сосредоточить свои усилия разработчики, избавленные от рутинной работы по поиску «уникальных» и «новейших» решений. Естественно, в сетевом стримере и продвинутом AV-процессоре без самых современных технологий не обойтись, но и там применяются испытанные решения.
Третье — сознательное ограничение ассортимента продукции. Всего два модельных ряда: стереофонические компоненты и аппаратура для серьезных домашних кинотеатров (их индекс начинается с букв AV). При этом организованы эти ряды таким образом, что из небольшого количества «кубиков» можно собрать любую систему, которая идеально подойдет к любым индивидуальным условиям и при минимуме затрат. Чтобы было понятно, о чем речь, пора перейти к знакомству с техникой IOTAVX.
Интегральный усилитель IOTAVX SA3 — самая популярная модель бренда. Этот аппарат обсуждался на российских интернет-форумах задолго по начала официальных поставок, в сети можно найти множество текстовых и видеообзоров (правда, на английском), подробный тест этого устройства с измерениями есть на популярном сайте Audio Science Review, который поддерживается японским энтузиастом качественного звука. Столь сильный интерес к SA3 не удивителен: это самый интересный интегральник, который можно найти за эти деньги.
А еще — это идеальная стартовая точка для построения качественной системы. Нужна лишь акустика — базовый цифровой источник уже встроен в усилитель: есть ЦАП на чипе Wolfson и два цифровых входа. Для приверженцев винила — MM-фонокорректор. Любители слушать музыку со смартфона могут докупить опционный Bluetooth-адаптер IOTAVX BT01, он поддерживает кодек aptX и может передавать потоки с разрешением до 24 бит/48 кГц, поэтому обеспечит качественное воспроизведение музыки с мобильных устройств.
Столь сильный интерес к SA3 не удивителен: это самый интересный интегральник, который можно найти за эти деньги.
Этого усилителя достаточно для полочных колонок или компактных напольников в небольшом помещении: продолжительная мощность — 2 х 50 Вт на 8 Омах или 2 х 100 Вт на 4 Омах. Если посчастливилось обзавестись помещением побольше или обновить акустику на новую, более требовательную к току, не надо терять деньги на замене усилителя на более энерговооруженный — рациональнее докупить усилитель мощности IOTAVX PA3 — он может подключаться к SA3 в мостовом режиме, в котором общая продолжительная выходная мощность возрастает до 2 х 180 Вт на 4 Омах. Как вариант — использование дополнительного оконечника для конфигурации bi-amping, когда SA3 будет озвучивать верхнюю часть диапазона, а PA3 — нижнюю. Оптимальное решение зависит от конкретной акустики.
Рано или поздно возможностей SA3 в роли цифрового источника станет недостаточно — можно добавить в систему IOTAVX NP3 — полнофункциональный стример со всеми сетевыми интерфейсами (Ethernet, WLAN, Bluetooth c кодеком aptX) и доступом к популярным потоковым сервисам, CD-проигрывателем и эфирным DAB+/FM-тюнером. От способен также работать в роли внешнего ЦАПа с цифровыми входами USB, коаксиальным S/PDIF и оптическим Toslink. Цифро-аналоговый конвертор здесь более высокого класса, чем у SA3, он построен на чипе Texas Instruments (этого производителя почему-то очень любят британские аудиоинженеры). В комплекте — пульт ДУ, но устройство также может управляться мобильным приложением Wiim Home. Кстати, эта сетевая платформа очень высоко оценивается зарубежными экспертами.
Компания понимает, что у любителя музыки может не быть средств на приобретение всех компонентов сразу, поэтому дает возможность создавать систему постепенно и с минимальными затратами на последующую модернизацию.
Как видим, компания понимает, что у любителя музыки может не быть средств на приобретение всех компонентов сразу, поэтому дает возможность создавать систему постепенно и с минимальными затратами на последующую модернизацию. Такой гуманизм подкупает.
Серьезный домашний кинотеатр — дело очень затратное. Поэтому возможность сэкономить хотя бы на электронных компонентах и перераспределить бюджет в пользу акустики или дисплея, будет всегда кстати. В арсенале IOTAVX — всего два многоканальных аппарата, предназначенных для домашнего кино высокого класса. Этой парочки достаточно, чтобы создавать самые продвинутые конфигурации с поддержкой иммерсивных форматов Dolby Atmos и DTS: X.
Главный из них, сердце и мозг системы, — 17-канальный AV-процессор IOTAVX AVX17. На его основе можно создавать конфигурации до 9.4.6 (9 спикеров в горизонтальной плоскости, 4 сабвуфера и 6 потолочных). Оснащен 8 линейными выходами на парах RCA и 17 балансными на разъемах XLR. Причем симметричные выходы сделаны не ради показухи — они остро необходимы для озвучивания большого зала.
Технология автоматической калибровки акустики — EQFlex. Кого-то может смутить, что про нее мало что известно, но есть многочисленные положительные отзывы пользователей на международных AV-форумах, значит она реально работает. Был бы здесь какой-нибудь раскрученный Dirac, цена была бы выше.
Роль экрана играют массивные теплоотводы выходных каскадов, размещенные между силовым трансформатором и чувствительными каскадами.
Видеотракт соответствует современным требованиям: поддерживает 4K с HDR10 и Dolby Vision, оснащен 6 HDMI-входами и 2 выходами, версия интерфейса — 2.0b с протоколом HDCP 2.2. Да, 8K не поддерживается, но будем откровенны: видео в столь высоком разрешении мы будем смотреть еще очень и очень нескоро. А заплатить за эту сугубо теоретическую возможность придется уже сейчас. И немало.
Второй компонент — 7-канальный усилитель мощности AVXP1. Он тоже работает в классе AB. Заметим, что в технических характеристиках подробно расписаны выходные параметры с разными конфигурациями: 250 Вт на 4 Омах при загрузке 2 каналов, 170 Вт на канал на 4 Омах при загрузке всех каналов, а на 8 Омах при полной загрузке — по 110 Вт на канал. Столь подробную информацию о возможностях аппаратуры дают далеко не все производители — некоторые очень известные бренды темнят на этот счет. Видимо, уверены, что их аппаратуру приобретают далекие от техники люди.
Показатель THD+N ≤0,06% (A-взвешенный) вызывает доверие и говорит о том, что разработчики не пытались «сделать красиво» и выбрали оптимальную глубину ООС, которая не «задушила» звук. Совершенно правдоподобно и соотношение сигнал/шум при использовании балансных входов — 105 дБ. Фото аппарата со снятой крышкой показывает, что для достижения такого результата разработчики не только разместили силовой трансформатор с блоком питания подальше от чувствительных входных цепей, но и не пожадничали поместить силовую часть в стальной экран. И это при том, что трансформатор — тороидальный, то есть с «компактным» электромагнитным полем. Кстати, у других усилителей бренда (SA3 и PA3) роль экрана играют массивные теплоотводы выходных каскадов, размещенные между силовым трансформатором и чувствительными каскадами.
Для создания относительно простых систем домашнего кино (скажем с конфигурацией 5.1, 5.2 или 5.1.2 и т.д.) хватит одного AVXP1. Для более сложных — два таких аппарата. Из 17 каналов процессора AVX17 четыре — басовых. Если использовать активные сабы, внешние оконечники не понадобятся. А для пассивных все производители предлагают специальные усилители.
Да, цены на AV-линейку у IOTAVX на первый взгляд не кажутся низкими. Но у других производителей сопоставимые по характеристикам и звучанию модели стоят значительно дороже. Не зря же компания называет своим кредо создание аппаратуры, которая более доступна, чем равная по качеству техника других брендов. Или превосходящая их по звуку — при сопоставимой цене. Кому как больше нравится.