У нас на испытаниях вторая, более современная версия интегральника, получившего несметное количество престижных наград в мировой аудио прессе. Внушительная конструкция с разделением каналов на стальном шасси, широкие коммутационные возможности и двухтактный выход на EL84 — пентодах, созданных специально для звуковой аппаратуры.
Интегральник Manley Stingray — первый американский усилитель, с которым я познакомился в конце 90-х, когда только-только начал заниматься темой High End Audio. Помню, как он поразил меня своей кажущейся несуразностью и непохожестью на всё виденное раньше: вместо узкого прямоугольного шасси — обширный гексагон, большей частью покрашенный в студийный мышиный цвет. И при этом аппарат буквально притягивал своей основательностью и вызывающим отрицанием дизайнерских канонов, характерных для хай-фая того времени. Новая версия уже не столь брутальна внешне, но форм-фактор остался прежним.
В центре симметричной композиции установлен сетевой трансформатор с высоченным Ш-образным сердечником.
На самом деле шестиугольная конфигурация шасси, давшая название усилителю (в плане он действительно напоминает электрического ската), обусловлена исключительно инженерными соображениями. В центре симметричной композиции установлен сетевой трансформатор с высоченным Ш-образным сердечником. От площади сечения силовика во многом зависят мощностные параметры усилителя, поэтому на железе тут не экономили. Справа и слева от него располагаются конденсаторы фильтра — по четыре банки 1200 мкФ на 350 В, т.е. 9600 мкФ в сумме. Это серьёзный запас энергии, редкий для ламповой схемотехники. Выпрямитель, разумеется, на кремниевых диодах — Manley Labs. не ставит кенотроны в усилители мощности, дабы не снижать динамические показатели.
В выходном каскаде каждого канала работают четыре пальчиковых пентода EL84 в двухтактном параллельном включении. Лампы эти российского производства, причём самые лучшие, с завода «Светлана», что под Санкт-Петербургом. Для балансировки плеч предусмотрена регулировка сеточного смещения: потенциометрами под шлиц в контрольных точках выставляется напряжение 250 мВ. Мультиметр для измерений в комплект не входит. Пентоды могут работать как в ультралинейном, так и триодном режимах — переключаются тумблерами. Выходные трансформаторы также имеют солидный по высоте набор Ш-образных пластин. Мощность, отдаваемая в нагрузку при этом по данным производителя составляет 18 Вт (4 Ома) и 32 Вт (5 Ом). Отводов вторичной обмотки для 4-омной и 8-омной акустики нет, в отношении импеданса усилитель также универсален.
Manley Labs. не ставит кенотроны в усилители мощности, дабы не снижать динамические показатели.
Входные и драйверные лампы (двойные триоды 12AT7 и 6414) — американские NOS, т.е. новые, из старых запасов.
Stingray II имеет развитую коммутацию. Она предусматривает подключение трёх линейных источников по RCA и портативного гаджета через гнездо 3,5 мм, расположенное на левой стенке корпуса. Справа, точно напротив — гнездо 6,3 мм для головных телефонов. Предусмотрены отдельные линейные выходы для сабвуфера (регулируемый) и записи (фиксированный) с возможностью её контроля, а ещё один, Loop Return, позволяет организовать разрыв сигнальной цепи для включения в неё процессора, эквалайзера и других подобных устройств. Все входы и выходы, включая акустические клеммы, симметрично разнесены на разные стенки корпуса.
Регулятор громкости представляет собой матрицу из дискретных резисторов, коммутируемых с помощью реле с золотыми контактами. Управление — поворотным энкодером, причём чувствительность каждого входа может быть задана индивидуально. Уровень громкости и выбранный вход отражается светящимися точками вокруг ручек. Яркость этой иллюминации задаётся с пульта, также можно запрограммировать её выключение через определённое время после регулировки.
В Stingray II имеется даже программируемый таймер Sleep, который через 15, 30, 45 или 60 минут плавно снизит громкость и переведёт усилитель в режим Standby, если вы заснёте во время прослушивания музыки.
При всех отмеченных выше признаках повышенной энерговооружённости такая способность врубить настоящий рок всё же оказалась неожиданной.
Все пользовательские настройки записываются в память и сохраняются при отключении питания.
Массивный пульт ДУ с круглыми кнопками и антенной напоминает мобильник первого поколения. Он работает по двум каналам — радиочастотному и инфракрасному. В режиме RF он имеет всенаправленную характеристику, «пробивает» через стены и дверки шкафов. Возможность управления по ИК оставлена для владельцев универсальных обучаемых пультов и интегрированных систем типа умного дома.
Дизайн усилителя в целом не изменился, но приобрёл некоторые гламурные черты — голубые огоньки вокруг ручек и покрытие зеркальной эмалью с «искрой».
32 ватта по нынешним меркам не слишком много, поэтому мы решили, что напольные KEF R7 будут для такой мощности в самый раз. Но по общей динамике Stingray II превзошёл все ожидания — выдавал такие контрасты и такой бас, что «семёркам» на особо динамичных пассажах приходилось нелегко. И через пятнадцать минут прослушивания на их место были поставлены внушительные башни KEF Reference 5.
Прежде всего, и это главное — у «Стингрея» совершенно не ламповая динамика. При всех отмеченных выше признаках повышенной энерговооружённости такая способность врубить настоящий рок всё же оказалась неожиданной. Да, я имею в виду ультралинейное (промежуточное между пентодным и триодным) включение. Несмотря на довольно высокое выходное сопротивление (2 Ома), усилитель уверенно держит басовые драйверы под контролем, поэтому реакция на резкий фронт сигнала у них мгновенная. Отсюда — хорошая тембральная разборчивость, даже на большой громкости передаётся всё спектральное богатство музыкальных инструментов. Единственный CD, который вызвал некоторые затруднения с чистотой тембров — Noisia, «Split the Atom», но этот краш-тест я устраиваю лишь в том случае, когда система успешно проходит все остальные испытания. На этом этапе часто пасуют и мощные транзисторные «концы».
Абсолютно натуральная картина на тихих фрагментах с мгновенным переходом к убедительному forte. Красиво, открыто и непринуждённо.
Что ещё стоит отметить: Stingray II имеет все преимущества, обусловленные грамотной ламповой схемотехникой. На малых громкостях усилитель играет так же чисто, детально и открыто, как на средних и больших, т.е. проблемы «первого ватта», характерной для транзисторных выходных каскадов, здесь нет и в помине. Отсюда — прекрасная микродинамика, т.е. внятная передача нюансов без их выпячивания. И, как следствие — абсолютно натуральная картина на тихих фрагментах с мгновенным переходом к убедительному forte. Красиво, открыто и непринуждённо.
Важно и то, что в усилителе выдержан не только тональный, но и музыкальный баланс. Т.е. его вклад в исходную фонограмму минимален — он не смещает смысловых акцентов, выделяя те или иные инструменты или отдельные ноты. Он успокоит агрессивный твитер и подчеркнёт особенности нейтрального.
В триодном режиме Stingray II слегка сдерживает свой темперамент, звучание становится чуть мягче и вкрадчивее, если хотите. Такой саунд для настоящих гурманов, но и с динамикой, кстати, особых проблем нет. При чувствительности колонок 89 дБ и выше, можно вообще забыть о заявленной мощности усилителя. Говорят же, что ламповые ватты не совсем такие, как транзисторные. Возможно, из-за более плотного и подробного спектра (но не вносимых гармоник!) такое впечатление вполне может сложиться, судить не берусь.
А вот в чём я совершенно уверен — после транзисторного усиления вы захотите переслушаь со «Стингреем» всю свою фонотеку заново.