Продолжаем знакомиться с компонентами Manley Labs, и на этот раз у нас на испытании симпатичные моноблоки на четырёх российских пентодах 6П14П-ЕВ. Лампы хорошие, разрабатывались специально для выходных каскадов телевизоров, радиоприёмников и магнитофонов. Слушать будем с полноразмерной напольной акустикой — никаких скидок этим малышам!
Каждый раз, когда слушаю технику от Manley Labs, убеждаюсь в правоте тезиса «важно не что делать, а как». Уж сколько через мои руки прошло ламповых усилителей, и российского производства, и зарубежного, и почти всегда приходилось делать скидку на их ламповость. В звучании обязательно найдутся какие-нибудь недочёты, с которыми иногда можно мириться на фоне общего благоприятного впечатления. А вот у Manley даже эквалайзер Massive Passive с шестью каскадами в каждом канале лишён окраски, невнятности и излишней «теплоты» в среднем диапазоне. Значит, дело не в лампах, и в том, как их использовать.
Наша нынешняя система ламповая на 100% — источником служит проигрыватель винила, а в звуковом тракте нет ни одного транзистора. Вот и посмотрим, что из этого получится.
Четыре конденсатора по 1200 мкФ на 450 В каждый. Неплохой запас энергии для компактного усилителя.
С фонокорректором Chinook мы уже знакомы , но в прошлый раз мы его испытывали с ММ-головкой, а в нынешней системе у нас Clearaudio Concept MC с выходным напряжением 0,42 мВ. Соответственно, усиление на корректоре было выставлено 60 дБ, т.е. почти на максимум. Напомню, что у Chinook нет переключателя MM/MC, оптимальные параметры для головки любого типа задаются DIP переключателями на задней панели. Всё усиление обеспечивается парой двойных триодов 6922 или их аналогами 6DJ, 7308 и ECC88. Лампы эти малошумящие, с высокой крутизной, поэтому даже при 60 дБ проблем с помехами быть не должно. Подобрать оптимальную нагрузку для МС-картриджа тоже не проблема, причём с большей точностью — с помощью переключаемого магазина сопротивлений 50, 100, 200, 400 и 800 Ом можно выставить любое из 32 значений.
Многие предпочитают обходиться вообще без предварительного усилителя, но нам он необходим: в источнике нет регулятора громкости, да и сигнал нужно раздать на два удалённых моноблока. В прошлом тесте Jumbo Shrimp отличился абсолютной прозрачностью и широкими коммутационные возможностями (предусмотрено подключение пяти линейных источников). Регулировка громкости возможна с фирменного радиочастотного пульта ДУ. Что важно — последние каскады предусилителя выполнены по схеме повторителя Уайта с высокой нагрузочной способностью и выходным сопротивлением порядка 50 Ом, поэтом легко прокачивает длинные кабели, по которым сигнал подаётся на оконечники.
Соответственно, получается шесть различных вариантов, что позволяет оптимизировать звучание под конкретную акустику или музыкальный жанр.
А вот и они — Manley Labs Mahi. Выполнены в том же форм-факторе, что и Stingray , но с пропорциональным уменьшением всех пяти сторон корпуса. Такая конструкция оптимальна с точки зрения связи между частями звукового тракта. Сзади — силовой и выходной трансформаторы (оцените высоту набора сердечников), а между ними — четыре конденсатора по 1200 мкФ на 450 В каждый. Неплохой запас энергии для компактного усилителя. В выходном каскаде — квартет пальчиковых пентодов 6П14П-ЕВ из старых советских запасов. Для тех, кто не в теме: литерами ЕВ отмечались лампы с улучшенными параметрам и увеличенным сроком службы. При желании их можно заменить аналогами — американскими 6BQ5 или европейскими EL84. Но и наши, кстати, ничем не хуже. Выходные каскады могут работать в триодном (TRIODE) и ультралинейном (UL) режиме, который задаётся тумблером на верхней панели. Вторым тумблером на три положения выбирается глубина обратной связи — MAX, STANDARD, MIN. Соответственно, получается шесть различных вариантов, что позволяет оптимизировать звучание под конкретную акустику или музыкальный жанр. Выходная мощность будет зависеть от выбранного режима и сопротивления колонок, причём в широком диапазоне от 18 до 46 Вт.
Ток покоя каждой выходной лампы (25 мА) выставляется индивидуально подстроечными резисторами, выведенными по лицевую панель. Контролируется он простеньким цифровым тестером, подключенным к выведенным наружу тестовым точкам.
У нашей контрольной акустики KEF R11 номинальный импеданс 8 Ом, а минимальный 3,2 Ома. После нескольких прослушиваний я выбрал глубину ОС STANDARD и ультралинейный режим выходного каскада. В совокупности это дало 2 х 38 Вт выходной мощности, которой оказалось вполне достаточно.
Пальчиковые 6П14П и их аналоги не зря считаются самыми музыкальными — в их звучании нет монотонной стерильности, присущей большинству пентодов и триодов. Что и подтвердили Mahi — в подаче есть и яркие краски, и их оттенки, и высокая тембральная разборчивость по всему спектру. При этом не могу сказать, что оконечники вносят какую-то окраску за счёт обилия гармоник — к линейности тонального баланса придраться сложно. Детальность в нашем случае оценить было легко, поскольку излучатели Uni-Q в колонках воспроизводят даже микроскопические нюансы. При этом верхний диапазон по-настоящему ламповый — не страдает от избыточной контрастности, как иногда бывает в сочетании с транзисторными усилителями.
Конечно, четыре лампы на выходе само по себе не мало, но ощущение такое, что работают оконечники ватт по 70, не меньше.
Всё описанное выше было отчасти предсказуемым (у самого дома усилитель на EL84), а вот динамический потенциал Mahi удивил по-настоящему. Конечно, четыре лампы на выходе само по себе не мало, но ощущение такое, что работают оконечники ватт по 70, не меньше. Помимо крепкого удара отмечу и собранный, не раздутый бас. Его характер во многом будет зависеть от выбранной глубины обратной связи. При её увеличении от MIN до MAX повышается чёткость структуры, отчётливее становятся отдельные ноты, но в целом бас кажется более сухим и менее раскатистым. Но эффект также будет зависеть от характера колонок, и от их положения в комнате.
С триодным и ультралинейным режимами всё намного проще — первый даёт более компактную сцену, максимально насыщенную музыкальной информацией, а второй — размах, стену звука и обилие красок, иногда даже с перебором. Тумблер TRIODE/UL даёт тонкую настройку на определённый музыкальный жанр, вот я и щёлкал им пока слушал свои пластинки.
Тумблер TRIODE/UL даёт тонкую настройку на определённый музыкальный жанр, вот я и щёлкал им пока слушал свои пластинки.
И, конечно, построение пространства. Уже отмечал, что с акустикой KEF усилители Manley на средних частотах дают эффект голограммы, когда виртуальные образы обретают почти физическую оболочку. Звуки прорисованы чётко и уверенно позиционируются в пространстве на слух. На каждой пластинке — собственная звуковая панорама, и это прекрасно слышно.
Многие критикуют ламповые усилители за отсутствие тембральной точности, но к Manley это относится в последнюю очередь. Как уже упоминал в начале, подобная «ламповость» в них сведена к минимуму, а вот преимущество — короткий шлейф гармоник и, как следствие, комфортное звучание, проявляется в полной мере. Такие усилители, в отличие от многих транзисторных, можно слушать долго, не утомляясь.
МУЗЫКА
СИСТЕМА
Производитель: Manley Laboratories, Inc. (США)
Заказать/Купить - mms-store.ru