основано в 1991 году

Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZUA 4.150SQ-PLUS на страницах интернет блога CARMUS.ru / КАК ТВИКНУТЬ УСИЛИТЕЛЬ ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ
30.08.2017

CARMUS.ru

"КАК ТВИКНУТЬ УСИЛИТЕЛЬ ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ "


ТЕСТ 4-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ GROUND ZERO GZUA 4.150SQ-PLUS
на страницах интернет блога CARMUS.ru 


Автор: Антон Николаев  статья опубликовано в блоге CARMUS.ru



Серия Uranium находится где-то чуть выше середины модельного ряда Ground Zero и позиционируется как "SQ-компоненты в адекватной цене". Однако в новом усилителе с недвусмысленным SQ-PLUS в названии применены решения, которые больше характерны для топовых классов. По крайней мере, кое-какие фишки точно будут интересны любителям поэкспериментировать со звуком.


КОНСТРУКЦИЯ

Первое, что бросается в глаза, когда достаёшь усилитель из коробки – это цвет корпуса. Что-то среднее между серебристым и медным. Выглядит интересно. Предшественник этого усилителя, GZUA 4.150SQ (без PLUS), был в обычном серебристо-алюминиевом цвете. 



 
Хоть корпус и представляет собой один большой радиатор, предусмотрено дополнительное активное охлаждение. В обычном режиме вентилятор бездействует, включаясь лишь по необходимости. 


Силовые терминалы могут принять кабель примерно до 35 кв.мм, акустические – до 6 кв.мм. Общий номинал предохранителей – 80 Ампер. 

 
Оснащение усилителя богатое. Фильтры нижних и верхних частот выполнены раздельно, и их можно включить одновременно. Пределы регулировок – от 20 Гц до 4 кГц, намёк на возможность использования в поканальных системах. 

 
А вот эта настройка заметна не сразу – регуляторы Bias Setting расположены на нижней стороне корпуса. Это регулировка тока покоя выходных транзисторов. 

 
Если коротко, то при минимальном токе покоя усилитель работает ближе к классу В – он меньше греется, у него выше КПД. Но одновременно с этим выше искажения на малых уровнях сигнала. 

Если же прибавить ток покоя, то на малых уровнях сигнала усилитель начинает работать в классе А. Это хорошо для звука, но ценой некоторого снижения КПД и, как следствие, большего нагрева корпуса. Вот вам и одна из обещанных фишек, которые позволят поэкспериментировать со звуком. Потом обязательно оценю, как она работает. 

Разбираю корпус. К качеству платы и сборки никаких претензий. Элементный состав весьма завидный и богатый. Большей частью используются электролиты Rubycon, в обратной связи замечены ELNA Silmic II. Плёночники, опять же, очень недурные (если не ошибаюсь, это Philips). Про операционники скажу отдельно. 

 
Отмечу, что буферные конденсаторы во "вторичке" питания рассредоточены по плате и "подпирают" непосредственно выходные транзисторы. Сами выходные транзисторы закреплены не как обычно, на боковой стенке, а на верхней части корпуса – это обещает более равномерное распределение тепла. 

 
Силовые ключи блока питания, правда, скомпонованы достаточно плотно и расположились совсем с краю. Но в отличие от "звуковых" транзисторов они работают в ключевом режиме и выделяют не так много тепла, так что здесь это не выглядит каким-то промахом. 

 
Вентилятор охлаждения совсем небольших размеров. Хотя, большой тут и не нужен. Во время тестирования даже при длительной работе с максимальным током покоя (и приличным нагревом корпуса) я так и не смог заставить его включиться. 

 
Компоновка с использованием субплат – это не только компактность. Конкретно в такой реализации уменьшаются длины соединений между некоторыми элементами, что обычно хорошо сказывается и на качестве звучания. 

 
А вот и вторая фишка для любителей экспериментов. Операционные усилители во входной части установлены через панельки, так что при желании можно перебирать аналоги хоть до посинения – просто вынимаешь одни и вставляешь другие. 

 
В исходном варианте на самих входах стоят OPA2134. В фильтрах же применены операционники попроще – NE5532. Но фильтры, если что, никто и не заставляет включать. В крайнем случае, эти "опера" тоже на панельках. 
 

ПРОСЛУШИВАНИЕ


Чтобы не было лишних вопросов, сразу приведу состав системы, в котором прослушивался усилитель. Разумеется, с предварительным "прогревом" в течение пары дней. 

  • Источник – ЦАП на Asahi Kasei AK4490 + MUSES 8820
  • Регулировка громкости – предусилитель на 6н28б
  • Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
  • Акустические кабели – E.O.S. TA-14 (задействована одна пара из двух)
  • Акустика – PSB Synchrony One B

Прослушивание проводил в двух режимах – с минимальным и максимальным токами покоя (Bias Settings). На простой музыке разница между ними не кажется разительной. То есть так, чтобы крутанул ручку и обалдел от изменившегося звука – такого нет. Однако на качественной музыке разница чувствуется очень хорошо. Это ещё раз подтверждает – усилитель тех, кто знает толк в тонких настройках и слушает совсем не "Тает лёд". 

Общие впечатления 

В целом усилитель звучит нейтрально и немного смягчённо, но в хорошем смысле этого слова. Я бы сказал, "тепло". Что, впрочем, не мешает ему хорошо передавать нюансы звучания и строить звуковую сцену в глубину. 

Бас в меру массивен и плотен, в недостатке энергетики его упрекнуть нельзя. Но без лишнего "жира". Верха по своей структуре передаются живо и естественно – без колючести или, напротив, откровенного замыливания. Вокал живой и естественный. Одним словом, с этим усилителем не зацикливаешься на отдельных звуках, а начинаешь слушать "звуковую картинку" целиком. Ценное свойство. 

Регулятор Bias Settings в максимуме 

Для начала – режим с высоким током покоя, когда усилитель на малых уровнях сигнала работает в классе А. Звучание на СЧ и ВЧ в целом остаётся смягчённым, но оно более ясное. Звуковая сцена хорошо прорабатывается в глубину. При длительном прослушивании даже в режиме фоновой музыки слух почти не утомляется, звучание воспринимается легко. 

Бас, правда, слегка "мажется" – рельеф бас-гитары прорабатывается не так тщательно, хотя контроль над динамиком усилитель не теряет. 

Регулятор Bias Settings в минимуме 

Это режим с низким током покоя, в котором усилитель работает ближе к классу В. В нём звучание на СЧ и ВЧ упрощается и теряет в "прозрачности", как будто живых исполнителей подменили на пластиковые манекены. Причём, чем качественнее и сложнее запись, тем сильнее заметна эта разница. Например, это хорошо слышно на треках с "пространством", где тонкие послезвучия обычно рисуют объём и масштабы звуковой сцены. 

На басе же картина поменялась в обратную сторону – звучание стало более упругим, на роке к бас-гитаре вернулся рельеф, да и в целом басовые партии стали как-то поинтереснее. Так что в поканальных системах при работе каналов на мидбасовые динамики я бы выставлял именно этот режим. 
 

ИЗМЕРЕНИЯ

Для начала фильтры. По ним претензий не возникло – все погрешности в пределах разумного. Заявлены пределы регулировки от 20 до 400 Гц и от 200 Гц до 4 кГц. 




АЧХ усилителя при включенных ФВЧ (зелёные) и ФНЧ (синие) в крайних положениях регуляторов (переключатель х1)

АЧХ усилителя при включенных ФВЧ (зелёные) и ФНЧ (синие) в крайних положениях регуляторов (переключатель х10)

Остальные измерения снял дважды – в минимальном и максимальном положениях регулятора Bias Settings. Это позволило наглядно увидеть, на что влияет регулировка тока покоя выходных транзисторов. 

Для начала гармонические и интермодуляционные искажения. Тут разница пока не очень большая – эти измерения проводятся на более-менее высоких уровнях сигнала, при которых выходные каскады работают пусть и не совсем одинаково, но всё же в близких режимах. 
Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц и 10+11 кГц (Bias Settings в минимальном положении)

Тем не менее, при увеличении тока покоя в спектре снижается уровень высших гармоник, да и в целом он становится чуть почище. 

Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц и 10+11 кГц (Bias Settings в максимальном положении)

А вот зависимость КГИ от мощности показывает разницу в режимах уже более наглядно. Посмотрите, при минимальных токах покоя искажения на малых уровнях сигнала намного выше. Получаем классическую "проблему первого Ватта" – когда одно плечо выходного каскада усилителя "передаёт эстафету" другому плечу не совсем линейно. 

Зависимость КГИ от выходной мощности (Bias Settings в минимальном положении)

При повышенном токе покоя искажения на малых уровнях сигнала намного ниже. 

Зависимость КГИ от выходной мощности (Bias Settings в максимальном положении)

Что интересно, "силовой" запас усилителя в обоих случаях оказался абсолютно одинаковым, ограничение сигнала начинается при достижении одной и той же мощности. Для любителей конкретных циферок: 

Регулятор Bias Setting в минимальном положении: 

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 119 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 201 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 137 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 236 Вт

Регулятор Bias Setting в максимальном положении: 

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 116 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 203 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 138 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 235 Вт

 

ВЫВОДЫ

За сумму немногим меньше 40 тысяч вы получаете отличный SQ-усилитель с возможностью экспериментировать со звуком. Есть смысл присмотреться тем, кто собирается на соревнования, в том числе и не в самые младшие классы. Всё то, чем обычно занимаются любители твика, здесь предусмотрено изначально (хотя по элементному составу усилитель уже на высоте). Но если что, можно подкрутить ток покоя или поменять операционники, даже не включая паяльник. 

В исходной комплектации, как мне кажется, звучание определилось как раз использованным операционником OPA2134 – оно тёплое и несколько смягчённое. Масштабы звуковой сцены передаются легко и уверенно, так что не путать с "замыливанием". Для агрессивной музыки вроде жёсткого рока или метала такая звуковая подача, может, подходит не самым лучшим образом. Зато хорошо подходит для "живой" музыки – джаз, классика, инструментал. Хочется слушать и слушать. Кстати, классический рок вроде старых альбомов Deep Purple тоже звучит вкусно – тепло и как-то душевно. 

С операционниками, правда, нужно быть аккуратнее. Аналогов у OPA2134 много, но некоторые требуют изменения обвязки, а это уже совсем другая история. Так что без хотя бы минимальных знаний в эту часть усилителя лучше не лезть. 


 

 

  • Фильтры для поканального подключения акустики
  • Возможность регулировать ток покоя выходных транзисторов
  • Возможность быстрой замены операционников
  • Приличный запас по выходной мощности
  • Симпатичный цвет корпуса

 

  • Дороговат, конечно, но что делать…

 

Официальный сайт www.ground-zero-audio.su
Компания «ММС» – официальный дистрибьютор Ground Zero
на территории Российской Федерации

Тел.: +7 (495) 788-17-00
Email: mms@mms.ru


Вернуться на предыдущую страницу
Похожие новости