Автор: Антон Николаев статья опубликовано в блоге CARMUS.ru
Серия Uranium находится где-то чуть выше середины модельного ряда Ground Zero и позиционируется как "SQ-компоненты в адекватной цене". Однако в новом усилителе с недвусмысленным SQ-PLUS в названии применены решения, которые больше характерны для топовых классов. По крайней мере, кое-какие фишки точно будут интересны любителям поэкспериментировать со звуком.
Первое, что бросается в глаза, когда достаёшь усилитель из коробки – это цвет корпуса. Что-то среднее между серебристым и медным. Выглядит интересно. Предшественник этого усилителя, GZUA 4.150SQ (без PLUS), был в обычном серебристо-алюминиевом цвете.
Чтобы не было лишних вопросов, сразу приведу состав системы, в котором прослушивался усилитель. Разумеется, с предварительным "прогревом" в течение пары дней.
Прослушивание проводил в двух режимах – с минимальным и максимальным токами покоя (Bias Settings). На простой музыке разница между ними не кажется разительной. То есть так, чтобы крутанул ручку и обалдел от изменившегося звука – такого нет. Однако на качественной музыке разница чувствуется очень хорошо. Это ещё раз подтверждает – усилитель тех, кто знает толк в тонких настройках и слушает совсем не "Тает лёд".
Общие впечатления
В целом усилитель звучит нейтрально и немного смягчённо, но в хорошем смысле этого слова. Я бы сказал, "тепло". Что, впрочем, не мешает ему хорошо передавать нюансы звучания и строить звуковую сцену в глубину.
Бас в меру массивен и плотен, в недостатке энергетики его упрекнуть нельзя. Но без лишнего "жира". Верха по своей структуре передаются живо и естественно – без колючести или, напротив, откровенного замыливания. Вокал живой и естественный. Одним словом, с этим усилителем не зацикливаешься на отдельных звуках, а начинаешь слушать "звуковую картинку" целиком. Ценное свойство.
Регулятор Bias Settings в максимуме
Для начала – режим с высоким током покоя, когда усилитель на малых уровнях сигнала работает в классе А. Звучание на СЧ и ВЧ в целом остаётся смягчённым, но оно более ясное. Звуковая сцена хорошо прорабатывается в глубину. При длительном прослушивании даже в режиме фоновой музыки слух почти не утомляется, звучание воспринимается легко.
Бас, правда, слегка "мажется" – рельеф бас-гитары прорабатывается не так тщательно, хотя контроль над динамиком усилитель не теряет.
Регулятор Bias Settings в минимуме
Это режим с низким током покоя, в котором усилитель работает ближе к классу В. В нём звучание на СЧ и ВЧ упрощается и теряет в "прозрачности", как будто живых исполнителей подменили на пластиковые манекены. Причём, чем качественнее и сложнее запись, тем сильнее заметна эта разница. Например, это хорошо слышно на треках с "пространством", где тонкие послезвучия обычно рисуют объём и масштабы звуковой сцены.
На басе же картина поменялась в обратную сторону – звучание стало более упругим, на роке к бас-гитаре вернулся рельеф, да и в целом басовые партии стали как-то поинтереснее. Так что в поканальных системах при работе каналов на мидбасовые динамики я бы выставлял именно этот режим.
Для начала фильтры. По ним претензий не возникло – все погрешности в пределах разумного. Заявлены пределы регулировки от 20 до 400 Гц и от 200 Гц до 4 кГц.
АЧХ усилителя при включенных ФВЧ (зелёные) и ФНЧ (синие) в крайних положениях регуляторов (переключатель х1)
АЧХ усилителя при включенных ФВЧ (зелёные) и ФНЧ (синие) в крайних положениях регуляторов (переключатель х10)
Остальные измерения снял дважды – в минимальном и максимальном положениях регулятора Bias Settings. Это позволило наглядно увидеть, на что влияет регулировка тока покоя выходных транзисторов.
Для начала гармонические и интермодуляционные искажения. Тут разница пока не очень большая – эти измерения проводятся на более-менее высоких уровнях сигнала, при которых выходные каскады работают пусть и не совсем одинаково, но всё же в близких режимах.
Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц и 10+11 кГц (Bias Settings в минимальном положении)
Тем не менее, при увеличении тока покоя в спектре снижается уровень высших гармоник, да и в целом он становится чуть почище.
Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц и 10+11 кГц (Bias Settings в максимальном положении)
А вот зависимость КГИ от мощности показывает разницу в режимах уже более наглядно. Посмотрите, при минимальных токах покоя искажения на малых уровнях сигнала намного выше. Получаем классическую "проблему первого Ватта" – когда одно плечо выходного каскада усилителя "передаёт эстафету" другому плечу не совсем линейно.
Зависимость КГИ от выходной мощности (Bias Settings в минимальном положении)
При повышенном токе покоя искажения на малых уровнях сигнала намного ниже.
Зависимость КГИ от выходной мощности (Bias Settings в максимальном положении)
Что интересно, "силовой" запас усилителя в обоих случаях оказался абсолютно одинаковым, ограничение сигнала начинается при достижении одной и той же мощности. Для любителей конкретных циферок:
Регулятор Bias Setting в минимальном положении:
Регулятор Bias Setting в максимальном положении:
За сумму немногим меньше 40 тысяч вы получаете отличный SQ-усилитель с возможностью экспериментировать со звуком. Есть смысл присмотреться тем, кто собирается на соревнования, в том числе и не в самые младшие классы. Всё то, чем обычно занимаются любители твика, здесь предусмотрено изначально (хотя по элементному составу усилитель уже на высоте). Но если что, можно подкрутить ток покоя или поменять операционники, даже не включая паяльник.
В исходной комплектации, как мне кажется, звучание определилось как раз использованным операционником OPA2134 – оно тёплое и несколько смягчённое. Масштабы звуковой сцены передаются легко и уверенно, так что не путать с "замыливанием". Для агрессивной музыки вроде жёсткого рока или метала такая звуковая подача, может, подходит не самым лучшим образом. Зато хорошо подходит для "живой" музыки – джаз, классика, инструментал. Хочется слушать и слушать. Кстати, классический рок вроде старых альбомов Deep Purple тоже звучит вкусно – тепло и как-то душевно.
С операционниками, правда, нужно быть аккуратнее. Аналогов у OPA2134 много, но некоторые требуют изменения обвязки, а это уже совсем другая история. Так что без хотя бы минимальных знаний в эту часть усилителя лучше не лезть.